Еще немного чешского и европейского искусства из так полюбившегося нам собрания Национальной Галереи.
Наш, Борис Григорьев, Лицо Мира – Tvar Svēta. 11 лет с 1921го работал он в Париже над этой ширмой.
Морячок – Namornik, 1917, от понравившегося нам Josef Čapek (1887-1945).
Теперь ни одна галерея мира не может обойтись без работ китайца Ai Weiwei. Эта монументальная лодка называется Law of the Journey – Закон Пути. К ней несколько подписей, в том числе от Вацлава Гавела:
“The tragedy of modern man is not that he knows less and less about the meaning of his own life, but that it bothers him less and less”. Vaclav Havel, 1988.
В Галерее много французских работ. Выставки французов, Мюнха и прочих в 1900х годах помогли развиться собственному чешскому искусству.
Emile Antoine Bourdelle (1861-1929), Геракл (Лучник” ю 1909
Конечно, в Национальной Галерее не обошлось без Гашека, Швейка и иллюстратора Josef Lada (1887-1957).
Beneš Knüpfer (1844-1910), Нимфа на дельфине.
Josef Bolf (1971-), Авто 2005.
Dorota Sadovská (1973-), Портрет Aminata T., 2003.
Aleš Vesely (1935-), Chair – Usurper, 1964 – Стул – Узурпатор. Интересное время для создания работы об узурпаторе…
Jaroslav Horejc (1886-1983), Samson and Dalila, 1927, скульптура – в разделе Арт Деко, хороша!
Лидер – Франтишек Купка, Голубой Скелет II, 1920-21.
Maxim Kopf (1892-1958), Путник = Pilgrim, 1920, прекрасный неземной свет!
Вот вам современное искусство, где контент – все. Аj Wei-Wei, Snake Ceiling 2009 – не просто змея на потолке – воззвание к тому, чтобы люди не забыли ужасное землетрясение в Китае в 2008м. Погибло 90,000 человек, включая 5,000 школьников. Власти попытались снизить цифры и не сообщать миру. Змея сделана из рюкзачков школьников…
Вот как пишется о приеме в современном искусстве:
The artist generates a Brechtian “alienation effect”, achieving an estrangement by shifting contests and tricking perceptions, thus sharpening the viewer’s critical apparatus.
Karl Schmidt-Rottluff (1884-1976), Village Green – Лужайка в деревне, 1920.
Прага от Кокошки – Oskar Kokoschka (1886-1980), Prague, view from the Villa Kramer, 1934.
Josef Mehoffer (1869-1946), Розовая комната 1907.
Ужаааасные отвратительные порнографические свободные в своих прелестях собаки – Karel Pauzer (19360). Dog Family – собачья семья, 1988, глина, дар от Unipetrol.
пионЭрка!
И цитата интереснейшая…Произведений социалистической эры в Галерее очень мало. Ну, не знаю. Может, и под давлением – но это было искусство… Вот что писали Проклятые Коммунистические Пропагандисты
(Lubor Kara – современно, а? Особенно, в начале)
We must free the way to talented artists in our visual art, connect them all on the broadest way forward. As it is them who will capture our life and their works will become increasingly stronger and more persuasive weapon of the socialist education of our people. It is them who with dignity will picture and celebrate the Stalinian era, the victory or ur people who headed by comrade Gottwald is building and will build up socialism in our country.
А теперь замените Сталина и Готвальда на….скажем, Трамписткая эра и Гавела / Путина / Мэй / Меркель, социализм на капитализм и….подумайте. Может, стоило художников (полу-) принуждать к Соц Реализму (о, ужас?!?!). Вы видите вокруг нас искусство, зовущее к созиданию? Почему это мы с Катей в основном радуемся искусству 1850-1970х? Может, теперь искусство действительно трагически умерло? Или есть что-то новое?
Есть, конечно. Но вот так уж получается – в искусстве хочется видеть красивое, а не отвратительное.
Смотреть на мир сквозь розовые очки – совсем не качество избранных.
В политике – мы должны пытаться снимать шоры и видеть боль и страдания. Но, увы, увидев – нам приходится выбирать одну из сторон. Зная, что боль и страдания несут все – не две, а три-четыре-пять осевых сил современности.
А в искусстве? Есть ли искусство общечеловеческое – или оно всегда будет “служить идеалам тех, кто платит”?
Jan Bauch (1898-1995), Возвращение Одиссея, 1968, очень целеустремленно. Вот и ответ – да, есть современное искусство. Но современное ли? 1968 – Одиссей-то в это время сражался с советскими танками?
А теперь нет проклятого социализма – и что? С кем сражаемся?
Вот Вайвей хоть знает – и сражается со ВСЕМ ИСТЕБЛИШМЕНТОМ, китайским и мировым. А мы с Вами?
Ну и где ноги длиннее?
František Hudecek, Ж/д станция с мельницей – Railroad station with a windmill, 1941 – работа причисляется к сюрреализму. Group 42 – люди творили! Время остановилось на этой станции.
Помните Кубиста? Bohumil Kubišta (1884-1918), Курильщик (Автопортрет). 1910 – чувствуется дыхание Пикассо.
Josef Čapek, Мать с дитем – Mother and Child, 1915.
В Америку. Karel Dvorak (1893-1950). 1925
Тут недавно заспорили. Швейк над всеми издевался или был абсолютно искреннен в своем идиотизме?
Потрясный Франтишек Купка – цикл “Деньги”
Мухизмы!
Ludek Marold (1865-1898) – Poster design for Graphic, Nestle Company (1897) – реклама – двигатель искусства. Реклама Нестле – уже тогда, в 1897м!
Вейвей, конечно же. Laundromat, 2016 – собрал он брошенную одежду в лагере беженцев на границе Греции и Македонии.
Для него – это протест против политического безразличия.
Ну да. Да ну? А Вы – мы – я – ЗА беженцев или против?
Otakar Kubin (1883-1969), Композиция, 1914.
Задумался – а зачем это я? Вот полтора часа с утра просидел. Кто-то эти строчки прочитает? Картины просмотрит? Или это я выражаю собственное предназначение в жизни? Нести красивое в мир? Успокоенность и неспокойствие? Гм-гм.
Emil Filla (1882-1963) – Run, Kate, 1939. Вроде, к кошке обращение. Но в 1939м….????