Археологическом музее Афин / At the Archaeological Museum of Athens

Мы с Вами только что поездили по Франции и Бельгии. Но и Турцию с Грецией не стоит забывать! Там столько осталось непокрытых впечатлений. Да, они стираются, тем более, в странной жизни нашей семьи, где впечатлений ежедневно – десятки. И все же – ими стОит поделиться.
Сначала я хотел дать Вам (и себе) четкую периодизацию древнегреческого искусства. И расположить фото соответствующим образом. Но потом – захотелось показать в начале самое-самое. И все остальное.
Все же – начните с периодизации, это легко. А уж потом – Загадочный наездник Из моря. Пану сейчас прилетит тапком. Лошадки. Мостостроитель имени Месяца. ВАЖНОЕ открытие – кто такая Василина и чем Христос может быть похож, представьте себе, на Диониса. Линейное письмо: “Золото” странно похоже на мужчину… с женщиной. Агамемнон: что с ним случилось после Троянской войны (неприятности, вот что). И многое другое. Давайте по… БЕСПорядку!

Я это потому даю, что, например, мы про Микены знали. А Тиринф – огромные камни в основании крепости, километрах в 15 от Микен – просто проскочили. И лишь затем прочитали: аж 3000 лет назад он процветал…

ЕЩЕ раз периодизация, это важно:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД («Гомеровская Греция») —
ок. 1050 г. до н. э.— VIII в. до н. э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок. 1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
Геометрика (расцвет) — ок. 900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
Поздний геометрический период (Дипилон) — ок. 750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
Поздняя классика — IV в. до н. э.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.
334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов;
280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования.
Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Эти четыре периода – самые известные.
Вот и по-английски пишут:
Ancient Greek art spans a period between about 900 and 30 BCE and is divided into four periods: Geometric, Archaic, Classical, and Hellenistic.

Но ЧЕТЫРЕМ предшествовали более древние образцы искусства.
Их мы тоже с Вами видели. Классификация там:

КРИТО-МИКЕНСКИЙ (конец III – II тыс. до н. э.)
Минойская цивилизация
Элладская цивилизация
А еще Циклады наши любимые с «носиками» я б отдельно упомянул..

А теперь Тиринф…
Тири́нф (др.-греч. Τίρυνς, греч. Τίρυνθα) — древний город в Арголиде, на полуострове Пелопоннес. Укреплённое поселение на холме, существовавшее с начала бронзового века. Достигло расцвета между 1400 и 1200 годами до н. э. В 468 до н. э. Микены и Тиринф были уничтожены аргосцами. Достопримечателен дворцом, циклопическими туннелями, стенами, за которые назван Гомером«крепкостенным Тиринфом»; связан с циклом мифов о Геракле, по некоторым источникам — его родина. Сохранился акрополь в 1,5-2 км от Нафплиона, раскопки произведены Шлиманом в 1884 году, описание издано в 1886 году. После осмотра циклопических стен руин города во II веке н. э. Павсаний написал, что связанные вместе два мула не смогли сдвинуть с места самый маленький каменный блок.

Одно из самых ярких открытий – в Археологическом музее Афин. Вот почти все вещи, что я помещаю – известны. А этого мальчика, жокея – нам в учебниках не показывали.

А этот шедевр – в одном из центральных залов. Любопытно: многие экспонаты, того же Умиротворенного Агамемнона, мы знаем по учебникам. А вот этого супер-наездника, да еще с лошадкой – никогда не видели. Может быть, потому, что это уже не совсем древнее искусство? 140й год до н.э.? Мальчика-жокея и лошадь собрали из кусочков, найденных в обломках судна. Собрали в 1971м. У жокея были поводья в левой руке и хлыст в правой.
А еще он – переживает. Проигрывает забег, что ли? Глядит с тревогой налево – наверно, там соперник. Поэтому так и подстегивает лошадь наш маленький жокей, есть ощущение – она сейчас в прыжке пересечет линию финиша первой. Пересекла? А кто ж знает…
Нашли его у мыса Артемисион, так и зовется эта скульптурная группа – ARTEMISION JOCKEY. Хороши, не правда ли?

Мальчика-жокея и лошадь собрали из кусочков

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ.
Можно сказать, «подделки под старину»?
Совсем нет.
Начнем с этой группки, моей любимой.
180 ДО. Смешно. АФРОДИТА, ПАН И ЭРОС. Пан пристает. Афродита готовится огреть козлоногого сандалем. Эрос в полете помогает ей защищаться, хватает охальника за рог. Но Пана я понимаю – Боже, какая красота. Афродита, видно, вышла из… душа? Ну ладно, из речки. Волосы не хотела мочить – они у нее под платом, только на затылке, непослушные, выбились. Тело совсем молоденькой девушки. Вот Пан и поехал… При этом он не сильно грубит – заискивающе смотит Богине в глаза. Та взгляд отводит – «не нужны нам такие ухажеры».
Посмотрите, тут даже реализм – руки у Богини какие-то натруженные, не божественные.

Настенная роспись из Akrotiri, Thera. Акротири, остров Тира. Древнейшие фрески – минойская цивилизация, 1500е ДО. Остров засыпало пеплом после землетрясения – но жители успели спастись. А фрески нашли недавно.

Изящнейшие антилопы из Акротири. Им 3500 лет!!!

Давайте АВГУСТОМ полюбуемся. Все же «Человек-Месяц». Первый император. 29 ДО – 14. Найдена в море эта работа из бронзы. Император в тунике скачет на лошади. Правая рука приподнята в знак приветствия – но это жест очень важного человека, очень в себе уверенного. Левой держит поводья.
А вот тут поподробнее: на пальце изображен Божественный жезл Lituus / Staff of Divination. В знак того, что в 12м ДО Август принял на себя Высший Религиозный пост. Знаете, как тот обозначался?
PONTIFEX MAXIMUS.
Но ведь позже это был титул Пап Римских?!? Стащили, получается? Нехорошо….

340 ДО, Македонские времена. Бронзовый юноша с судна Antikythera (позор мне, самый известный связанный с судном этим артефакт, МЕХАНИЗМ – я как-то пропустил, хотя Катя сигнализировала…). Кто он? То ли Персей, держащий голову Медузы. То ли ПАРИС, присуждающий яблоко Прекраснейшей – Афродите. Мы ее только что видели – понятно, что именно ей. Хотя реально яблоко – Раздора (Apple of Strife) – пошло Елене. Работа скульптора Euphranor.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 735ДО. Pyxis, кувшин. Катины любимые лошадки, всего-то – ручка крышки, а как изящно! А роспись геометрическая, а?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 735ДО. Pyxis, кувшин. Катины любимые лошадки, всего-то – ручка крышки, а как изящно! А роспись геометрическая, а?

Наверно, самая известная посмертная маска в истории? Аж XVI век до н.э. Называют это изделие из золотого листа «МАСКОЙ АГАМЕМНОНА». Был ли это действительно Гомеровский Царь Микен, не известно. Но, возможно, это – самый ранний портрет. Человека реального. Посмотрите, какая детализация! Подкрученные усы франта. Кажется, причесанные брови! Набрякшие веки. Окладистая борода с выбритым подбородком – это делать даже сейчас, мне, с современными острыми бритвами – непросто. А каким спокойствием веет… Выиграл Троянскую войну – и спит спокойно?

Ан нет, не совсем спокойно – он вернулся с войны с Кассандрой. Дочерью троянского царя Приама и Гекубы, сестрой Гектора и Париса. Законная жена Агамемнона, Клитемнестера, хоть мужу и изменяла – но за привезенную принцессу его же и убила. И Кассандру впридачу. Темное дело, тема трагедий Эсхила и Еврипида… И все же безмятежно почивает Агамемнон…

LINEAR B – письмо Крита и Микен, до 1400 до н.э. Очень значки мне нравятся

LINEAR B – письмо Крита и Микен, до 1400 до н.э. Очень значки мне нравятся

LINEAR B – письмо Крита и Микен, до 1400 до н.э. Очень значки мне нравятся Мужчин – Андрос. Вешалка со скрещенными ножками или Х. Крест.
Женщина – Γυναίκα gynaíka. Гинейка. Та же вешалка, но более элегантная, на двух изящных ножках.
И вот Золото. Χρυσός. Во-первых, Хрисос. Уж очень как-то на Христос смахивает, кто-то это исследовал? А знак – мужской крест, у которого наверху – ножки от женщины. И ручки по бокам. Или другие заманчивые извилины.
Это что бы это значило? Что мужчина всегда золото женщине отдает – исключительно из-за ножек и извилистостей? Да ладно, шутка!

МИСТЕРИИ ДИОНИСА,
или кто такая Василина,
ИЛИ на кого похожа история Христа, или
сколько пили на мистериях?

Дионисийские Мистерии.
Для начала почитайте веселую статью про Диониса – здесь.

https://waking-up.org/…/dionisiyskie-misterii…/

Получается, мы все – от Диониса?
А набрел я на статью, всего лишь готовясь перевести информацию про Антестерии. Anthesteria. Что это? А это и есть Дионисийские мистерии. Божественное пьянство – в феврале, три дня. В древних Афинах. Почитание Самого Молодого Бога – Диониса. Самого загадочного, наверно.

Второй день назывался Choes. Священный брак Басилины / Царицы / Василины (!) – и Диониса. Разрывание быка на части, поедание. А затем Соревнование по пьянству. Кто быстрее выпьет МЕРУ. Chous, Choe. В которой содержалось… сколько бы Вы думали? ТРИ. Три литра молодого вина. Вот были люди, а? Жаль, что все вымерли… Я про древних греков.

https://abzubov.com/new_course/lecture_082

В этой процессии важное место занимала басилинна – жена Архонта, царя Афин. Наше имя «Василиса» – то же самое греческое слово – «царевна», «царица». В Афинах давно была республика. Но Дионисии-то надо справлять и для совершения их нужны царь и царица. Это, кстати, говорит о том, что этот праздник очень древний, утвержденный отнюдь не в эпоху Писистратидов, когда монархии уже не было. Он восстановлен, но не утвержден при тиранах.
В дионисийском культе, в отличие от культа элевсинского, царь, вернее – царица, имеет очень важную роль. Поэтому Архонт-басилей – старейшина- царь из рода афинских царей, сохраняется в Афинах. Он не имеет никаких политических прав (так же, как сейчас король в Англии), но он и его жена являются участниками религиозных мистерий, религиозных действ для которых царь необходим – не только Дионисий, но Дионисий в том числе.

…. -Басилинна принимает Бога в доме своего супруга, наследника царей, и Дионис открывает себя как царь. То есть земной царь был лишь эпифеноменом, явлением Диониса, а в этот момент Дионис входил к царице как истинный Бог.

https://books.google.es/books?id=sLQsDwAAQBAJ&pg=PA190&lpg=PA190&dq=басилина&source=bl&ots=0cxTiFHDtd&sig=ACfU3U3nNwrHy1Ikbpukdk5YzhunisKxxQ&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwiB47G0w7H5AhWxQEEAHX6BC28Q6AF6BAgXEAM#v=onepage&q=басилина&f=false

На изящной вазе – Вакханалия. Она же, Дионисийская мистерия. Она же Anthesteria.

На изящной вазе – Вакханалия. Она же, Дионисийская мистерия. Она же Anthesteria.

ГЕОМЕТРИЧЕКСИЙ ПЕРИОД, 720, район Афин. Что за орнамент, а? И это всего лишь кувшин?!?! Trefoil onichoe…

ГЕОМЕТРИЧЕКСИЙ ПЕРИОД, 720, район Афин. Что за орнамент, а? И это всего лишь кувшин?!?! Trefoil onichoe…

«МЫСЛИТЕЛЬ», THE THINKER – называют эту фигурку,
Возможно, самую старую из тех, что мы сегодня увидим – 4500 лет до н.э. Фессалия, Северная часть центральной Греции. Неолит. Мужчина сидит – или размышляет, или молится. А может, молятся ему, богу плодородия, ведь мужскими достоинствами он (был) не обделен.

CYCLADIC II PERIOD – 2800-2300 BC
THE “HARPIST OF KEROS”, parian marble.
Теперь эти скульптуры Циклад можно увидеть повсюду –
Во всех туристических магазинах. Копии, понятно.
Уж больно похожи они на хорошее современное искусство –
Две-три черты, иногда только нос –
И вот Вам выражение лица. Лаконично и мощно.
А тут еще – «арфист на троне». Ух ты. Музыка и власть.
Почти 5000 лет назад.
Кстати, отмечается, что тогда почти никто не изображался
Играющим на флейтах и прочих духовых.
Неужели струнные появились раньше? Удивительно.

Мраморная фигурка женщины.
Что меня поражает – так это сведенные на груди руки.
Что-то вроде – «и где это ты был до трех ночи???».
Или нечто другое?

АФРОДИТА, IV век ДО. Вот умели их скульпторы раздевать женщину – одевая….А как Вам эта левая рука? «Ну-ну, и где ты был до четырех утра?»

АФРОДИТА, IV век ДО. Вот умели их скульпторы раздевать женщину – одевая….А как Вам эта левая рука? «Ну-ну, и где ты был до четырех утра?»

LEKYTHOS. Прекрасный по стилю кувшин, ваза. 450 ДО. Каков стиль, а? Сюжет – визит в Гробницу.

LEKYTHOS. Прекрасный по стилю кувшин, ваза. 450 ДО. Каков стиль, а? Сюжет – визит в Гробницу.

Нам это ОЧЕНЬ нравится. Нечто похожее наверху Парфенона стояло.

Нам это ОЧЕНЬ нравится. Нечто похожее наверху Парфенона стояло.

Архаика. VII – начало V веков. КУРОС И КОРЫ, KOUROS / KORA. Cкульптуры – надгробные, поминальные – главные персонажи той эпохи. Дамы одеты, иногда вычурно. Юноши нагие, иногда в движении.
Вот посмотрите на эту Кору. 550, Аттика. Стояла на могиле некой Прасиклеи. Даже украшения на одежде переданы!

Ах, что за АТЛЕТ! На мысе Сунион он найден, у храма Афины – помните, мы там закат встречали с Вами? 460. Любопытно: волосы внизу показаны детально. Наверху головы – нет. Почему? А видите дырочки? В них вставлялся крепеж Венка. Парень-то – победитель на Играх, спортсмен. Украшается перед парадом.

Ранний классический период, около 460 до н.э. ПОСЕЙДОН ИЛИ ЗЕВС. Какая мощь, какое движение! Статуя найдена в море у того же мыса Артемисион, что и Жокей. Знаете же, что копия этой статуи находится у Европейского парламента? Кажется, в Страсбурге, уж подзабыл.

НАДГРОБИЯ. Грустная тема – но их много. Что важно? Ушедший – сидит. Родные и близкие, скорбящие – стоят. Иногда руку пожимают. Прощаются. Эта работа – V век до н.э., район Афин. Усопшая дама смотрит на коробочку с драгоценностями, что в руках у ее прислужницы. Коробочка даже раскрашена была. Кресло прекрасных форм, дама одета богато, даже пальчики ног ее выделаны детально. Вычурная прическа. Это – Hegeso, дочь Praxenos. С каким недоумением, печалью, удивлением она смотрит на свои пальцы. В них, наверно, она держала особо дорогие ей украшения – но что они теперь лоя Hеgesо? Ее ждет дальняя дорога… Торжественно и трагично.

ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ в XVI веке до нашей эры?! Да-да. Не византийцы его придумали. Antithetic eagle. Мы же помним, что он, например, является символом Греческой Православной церкви.

Batti, 230 НЭ, известняк
Надгробие богатой дамы,
Пальмира

МОЛОДОЙ САТИР, 150 ДО – а этот представитель Эллинистического П. мне нравится. Этакий Ноздрев, не правда ли?

МОЛОДОЙ САТИР, 150 ДО – а этот представитель Эллинистического П. мне нравится. Этакий Ноздрев, не правда ли?

Batti, 230 НЭ, известняк Надгробие богатой дамы, Пальмира

KLEROTERIA, машина для голосования. У каждого гражданина – свой бронзовый «жетон». Вставляется в прорезь, слева выпадает шарик, бронзовый. Черный – гражданин сегодня не голосует в суде или на собрании, может пойти расслабиться. Белый – надо поработать на благо общества!

KLEROTERIA, машина для голосования.

Настенная роспись из Akrotiri, Thera. Акротири, остров Тира. Древнейшие фрески – минойская цивилизация, 1500е ДО. Остров засыпало пеплом после землетрясения – но жители успели спастись. А фрески нашли недавно.
Как хороши боксирующие мальчики, а? Эксперты считают, что тот, что слева – побогаче, на нем браслеты. И он, скорее всего, победит – блокировал удар Правого – и готовится нанести (что? Апперкот?) завершающий удар в челюсть.

Все та же Афродита с тапком, Эросом и занудным Паном.

Все та же Афродита с тапком, Эросом и занудным Паном.

В классификации Греческого искусства – все заканчивается третьим Эллинистическим периодом, 30м годом до н.э.

Но влияние Греции на этом не остановилось. Величайшие римские Императоры II века – Адриан, Марк Аврелий – владели греческим. Поддерживали образование в греческих традициях. Восстанавливали и отстраивали части Афин. Помните Римскую Агору рядом с Древней? И, возможно, благодаря их усилиям греческий язык не вымер – но стал государственным в Византии.
Полюбуйтесь на АДРИАНА / Hadrian, 117-138. Любопытно, «Император» по-гречески – Аутократор.

А вот эти навороты… Всего-то – подставка под стол. Уже пост-Адриановы времена, наша эра, 170. ДИОНИС с кубком в виде головы пантеры. Пан со страннейшей формы цилиндром перед ним. Сатир, срывающий виноградные гроздья… Поздний эллинизм? Просто Греция – в МОДЕ всегда. Была и есть.

Все тот же молодой жокей.

Все тот же молодой жокей.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *