ТАК ЖИЗНЬ ЗАКРУЧЕНА, кажется, Вьетнама и не было никогда.

ТАК ЖИЗНЬ ЗАКРУЧЕНА,
кажется, Вьетнама и не было никогда.
Но впечатления-то надо ДО-изложить.
А то совсем все забуду, две недели после приезда – это много…

Еще впечатления от Людей Вьетнама.
Ясно дело, ничем они не отличаются. Или всем отличаются?
Вот ведь как… Дядюшка Хо…

Вообще, в какой-то стране Лидера называли «Дядюшкой»?
Если исключить Д. Сэма (для сатиры) и Дедушку Ленина (для детей).
А тут – Дядюшка Хо. Понятно, в необразованной стране…

Это ж какая ж она необразованная, Вьетнам? Ханой – столица страны с…
1010 года. Любопытно, сколько столиц с таким стажем во всем мире?
Столиц единой страны, которая, к тому же, все это время существовала,
Как страна – пусть иногда и под чужестранцами?

Я вспомнил только Лондон, Париж и Багдад.
Не-не-не, Ирак страной не был…
Получается, только три всего, во всем мире?
Чтобы – рррраз! Столицей стала – и продолжала быть ею.
Хотя в Средних веках и в Англии, и во Франции столица была пере-ездная..
А! Византия! Константинополь с 300х до 1453. Но это было давно…

Короче, древнее понятие – Вьетнам.

И – уважаемое за страдания в ХХ веке.
Весь конец XIX – до 1954 – борьба с Французским колониализмом.
С 1945 по 1975 – страна независимая, но разделенная.
1965-1975 – война с США. Поражение супер-державы.
А затем – война за выживание экономическое.

Дядюшка Хо был во главе всех этих процессов – до 1969 года. Железный человек, получается. 1890 рождения, жил повсюду, всех знал, всех встречал…

И создал нацию Бойцов.

А сейчас это нация радующихся жизни работящих людей.
Которые создают Великую Страну.
Не на митингах. Просто работают. В каждой подворотне.
Как это происходит в Индии, Китае и Турции.

Из желания и способности работать – супер-державы и вырастают.

А теперь – просто набор бессвязных впечатлений. И вычитанных фактов.
Извините, в беспорядке.

Вьетнам. Вьет – «вьеты», нам – «южные».
Официально используется только с ХIX века. До этого – «Аннам».

… иду в туалет. В чисто вьетнамском ресторане.
Nu. Чуть дальше – Nam.
Чутье подсказывает заглянуть в Нам. Да, там «мужское» все.

То есть «Нам» – еще и «мужчины».
Ну-Ну… Женщины – «Ну». Я коллегам перевел это, как “well-well”…

Люди воодушевленные? Well-well…
Во-первых, на улицах и в офисах – в основном молодежь.
Самые «пожилые» начальники, нами встреченные – только за 50.

Еще впечатления от Людей Вьетнама.

Коммунизм… Сейчас – курс на приватизацию. Экспортеры и судовладельцы, если большие – все по-прежнему государственные. Но небольших компаний, даже в судоходстве – растущее число.

А ужасы капитализма… Налицо. Музей вьетнамских женщин. Интересная основная экспозиция.
Больше всего удивило: пол-страны живут в матриархате. Центр. Другая половина – в патриархате. То есть: молодая пара живет попервоначалу – в доме невесты. Или жениха. И решения в семье принимаются соответственно…

В том же музее, сбоку – временная экспозиция. Правдивые истории жизни девушек-женщин. Большая часть начинается словами: «в нашей деревушке только два раза в году есть работа. На сбор урожая риса. Поэтому я оставила детей у бабушки-дедушки. И поехала (одна или с мужем) в большой город. Тут живем мы бедно. Много денег уходит на аренду комнатки. На еду не всегда хватает. Все излишки посылаем в деревню».

Удивило, не ожидал. Девушка: «парни на улицах часто пристают. Даже хватают, щипают. Кричат. Очень неприятно, и даже страшно». СлавБогу, до преступлений уличных не доходит, но…

ТААК. Все поменялось. Концепция поменялась.
Мы с коллегами переместились из Ханоя в Хо Ши Мин.
Кстати, произносят все Хо ЧИ Мин. Я-то думал, Chi – от французского, и потому Ши. Ан нет, Чи. Хо Чи Мин.

Между прочим, самолеты, как в «Иронии судьбы» – «они вылетают каждые пол-часа». Летят 2 (!) часа – длинная страна-то. Самолет наш, громадный Dreamliner, был под завязочку.

Я летел – и смотрел простенькую, но вьетнамскую, комедию. Два близнеца, один супер-звезда в кино, другой свиней выращивает. Понятное дело, второй влюбляется в девушку первого….

Тааак. А где весь гламур снимался? Небоскребы, широкие проспекты? Не в Хо Ши Мине ли?

Приехал – и точно в Хо Ши Мине. Ну настолько различаются два города…

Любопытно: свиновод ломается, не хочет становиться звездой, вернее, дублером звезды. Его зарплатой уговаривает, сколько хочешь? Он так с балды: 100 миллионов! Потом испугался, говорит, 40! То есть – 4,350 долл. в месяц – это ОЧЕНЬ много. А вот 1,300 – это много, но не очень.

То есть – скромные они. ПОКА. Олигархов нет.

Вот что подумалось – валюта-то не деноминировалась. Помните, 23,000 – 1 доллар. Подумал, как только деноминируют – все сразу станет дороже. Евро вспоминаются, да и все нашего региона валюты. Пусть уж лучше обесценивается донг.

Не могли мы на залезть на небоскреб, поглазеть на ХШМ с высоты. Вот как центр выглядит. А вот речка. Перед причалом, правее – наш Мажестик.

Машины есть выдающиеся. Но немного. ДА! Заметили симпатичный тип авто, явно электрическое. VinFast – вьетнамский! Коллеги рассказали, что батареи пока китайские. Ну и что же?! Они свой ВинФаст аж в США начали продавать!

Внешний вид городов… В Ханое аэропорт подальше. Все въезды в город ремонтируются, впечатление стройки, которая никак не окончится. А в ХШМ аэропорт – почти в центре. Сразу въезжаешь в город, который почище, поубранней, чем Ханой.

Но нет. Мы же в Ханое жили во французском, или колониальном, квартале. Посольства сплошные. Виллы. Деревья вековые. А в страховые компании ездили за 30-50 минут. И там районы совсем другие. Небоскребы, широченные проспекты.

Вид из окна гостиницы: новые и старые многоэтажки + частненькие дома, и это в центре Ханоя. На крышах – цистерны для воды, наверно, были перебои раньше. Сейчас вода из-под крана лилась постоянно.
Школы и садики – с милыми рисунками на заборах.

В ХШМ в центре – проспекты. Небоскребы. Но – городА контрастов, тут же – базарчики на улицах. Магазинчики. Ресторанчики, вернее, кафешки. Повсюду на маленьких табуреточках народ сидит. В ХШМ некоторые пластмассовые стульчики чуть повыше. Но – те же толпы на неглавных улицах, лакомящиеся под вечер самыми разными блюдами.

ХШМ – ХаНой. Различаются они. «А в ХШМ да в Меконга дельте, там больше крепких вин пьют. Очень выпивать любят» – говорил нам гид в ХаЛонге, на севере. Наговаривал?

Подумайте. Перенесите на нашу печальную современность. Двадцать лет страна была разделена. Почти пополам. Север – коммунистический. Юг – капиталистический, с поддержкой США, столица – Сайгон.

Кстати, на улицах – чаще встретишь Saigon beer, Saigon sweets – чем ХШМ. Как когда-то у нас – Питер и Ленинград.

Война за объединение была жестокая. Американцы сказали: не дадим пройти коммунизму в Южный Вьетнам! Народу погибло, чуть ли не 4 миллиона. И все равно Северяне победили.

Вин, наш гид в Траншейном Лесу, нам объяснял: звезда – это символ 5 классов. Но что-то запутался с перечислением оных: рабочие – военные – крестьяне – интеллигенция – и…??? Руководители?

Спросил английских коллег, куда они хотели бы пойти в ХШМ. В художественный музей или в Музей Реликвий Войны. Выбрали второй. Страшный, понятное дело. Рассказы о зверствах, о миллионах сброшенных бомб, о жертвах agent orange и напалма. Ужас – но помнить о таком надо. Вышли все втроем, потрясенные.

Отдельные зарисовки. На мопедах: у многих дам замотано ВСЕ. Руки, лица, закрыты лбы. Говорят, загар тут не в моде, считается приметой крестьян. Кажется, так в средневековой Флоренции было.
Кстати, показалось, что в вождении мотиков девушки более бесшабашные. Прут напролом! Приходилось отскакивать – подскакивать пару раз.
Хотя на мопедах и бабушки встречались.
Сначала мы боялись улицы переходить –
Их же рой! Движутся непредвиденно. Затем – стали просто ходить им в лоб или поперек. Нас стали бояться. Победа!
На уик-энд детишки гоняли на детских машинках. Учатся ездить в хаосе с раннего возраста.

Эти знаменитые семейства на мопедах. Увидел рекордное: мама и четверо дочек, одна другой меньше. Верещат, головками крутят, смешные!

Еду в аэропорт, утром в воскресенье – мопедиков уже полно. На двух – собаки, члены семьи. Та, что побольше – на заднем сиденье. А у другого гордого хозяина две мелочи, типа шпицов – на руле.

Рикши есть. Своеобразные. Велик, спереди кресло. С балдахином. В ХШМ даже скульптура такая стоит.

Язык. Короткие рубленые словечки. Три на английском – 8-9 на вьетнамском.

Имена – количество имени H U Y смущает русско-язычного человека. Фамилия пишется спереди. В общении и в переписке очень сложно – они нам: Ms Le. ОК, фамилия, пожалуй. Но у нас-то на визитках – по-другому. Вот всех нас и называют – Мр Алан, Мр Барри. Они осознают, что у нас это – имена, а не фамилии? А кто ж их знает-то.

Мало курят. Пьют почти исключительно пиво. Правда, вино на улицах продавалось, в специализированных ларьках, не частых. В барах коктейли. Северяне кивают на южан, мол, те большие выпивохи.

Народу сколько сюда приезжает! В нашем туравтобусе в ХаЛонг – Китайцы, индийцы, европейцы. За столом с бирманцами / мьянмарцами сидели. Россиянина я одного отыскал – так хорошо разговорились, а какие фотки Ilya делает! Англичан и американцев немало, французов.

На улицах с утра и днем: потребление кофе (так я его и не попробовал, но домой купил немало) и смузи. И соков. В обед: мужчины собираются поиграть в го. Целые партии болельщиков.

Полицейские в основном худые. А «наши», раскормленные. Взяток, видать, вьетнамские не берут.
Захожу в темную улочку ночью – не страшно. Правда, во многих проемах офисов – частные охранники. Круглосуточные. Опять «нас» напоминает, эту громадную армию бездельников. Надо сказать, документики у меня только в одном офисе спросили, и то в Сингапуре, но даже не записали фамилию.

Кто-то мне указал, что портфельчик был расстегнут. Я не сразу убрал денежки после покупки открыточек, мне жестами: заховайте подальше.

Сандали. Кто-то догнал и показал на сандаль. Там до конца застежка не прилепляется. Не порядок, то есть? Как мы своим помогаем, скажем, воротничок поправить, следы йогурта со щеки убрать. Любовь к порядку? Хорошо!

В ХШМ ко мне тоже подошел товарищ, на сандаль показывающий. Оказывается, почистить предлагал. Одно дело – Барри с Аланом их черные ботинки до блеска довели. А мои что? Говорит, у меня и синий цвет есть. Опять же, любят порядочек – или, как и все вьетнамцы – подзаработать хотят?

Почистить-то хорошо! А вот сами предпочитают босоногими сидеть или лежать. Еще в Ханойском аэропорту порадовало: машины стоят подольше от парковки, за бесплатно, как повсюду у нас. И почти из всех открытых окон босые ноги торчат. И правильно, пусть отдыхают!

Такси! Я-то один все больше пешком предпочитал. Но вот куда-то надо было, впервые взял от Мавзолея такси. Сколько, спрашиваю? Миа, говорит. А, по meter, по счетчику. Поехали! Сел. На счетчике – под стеклом, в коробке, типа не подкрутить – 20. Тысяч. Нормально так, 0.8 долл. Отвлекся. Через 5 минут – там уже 200 тыс. Да ну!??! Приехали – 400 тыс. показывает «счетчик». Говорю, у меня только 300. Давайте 300. Очень странный счетчик. Обманчивый.
Надо сказать, потом ни разу больше 120 не платили. Жулики есть везде!

Мавзолей? Хо Ши Мина. Там же музей. Рядом реликвия – маленькая древняя Пагода на Столбе. Площадь перед Мавзолеем сравни Тьянаньминь в Пекине. Проверяют сумки. Строго написано: никакой жвачки. На подходах – полицейские в парадной красивой белой форме, чуть не с эполетами. Над Мавзолеем: Chu Tich Ho-Chi-Min, Председатель ХШМ. Посетителей не пускали.

Кстати, памятник Ленину на одной из важных площадей стоит. Ясно, написано Le-Nin.

На переговорах, после всматривания в меня: «а Вы ж не англичанин?» – «Англичанин, но из России. Просто 30 лет в Лондоне живу». Очень часто – «вы говорите по-русски? – конечно» – попытки вспомнить 2-3 слова, все ж старше 50 лет учили! А когда нашим страховщикам я говорил, что работал в Ингосстрахе – таким популярным становился!

Главная пешеходная улица в ХШМ – толпы народу на уик-энд. Песенники,
Живые недвижущиеся фигуры (парни, раскрашенные в золото или серебро), змеи.

Главная пешеходная улица в ХШМ – толпы народу на уик-энд. Песенники, Живые недвижущиеся фигуры (парни, раскрашенные в золото или серебро), змеи.

Поотдаль человек с белой змеей стоит. Мне его спина видна. И – живой хвост змеи. В том плане, что он все время по его спине движется, как будто гладить, ласкает, обвивает. По хвосту же видно, змея не сильно рада, когда Хозяин передает ее, пусть почтительно – детворе или девушкам, как воротник одеть.

С религией, говорю, до конца не разобрался. Есть буддизм. У Пагоды на столбе – четыре огромных плаката. Что портит карму, что нет. Наивные, но…Очень задумался.
Например: Неуважение к учителям. И вас не будут слушать, как начнете говорить!
Похищение детей и использование из как попрошаек. В следующей жизни переродитесь в Аду!
Неуважение к родителям. В следующей жизни будешь сиротой!
С другой стороны:
Занимаешься благотворительностью. Принесет тебе процветание и любовь окружающих. И так далее.
Таких плакатов, огромных, с множеством ситуаций – что портит карму, а что улучшает – у одной из главных пагод штуки 4 или 5. Разные на всех ситуации / заповеди. И ведь все это – в 500 метрах от Мавзолея Коммунистического вождя Хо Ши Мина!

А вот Музей женщин. Про матриархат в части страны говорил. Matrilineal societies называются. Много рассказывается про обычаи – свадьбы, рождение, присвоение имени, подарки.

Богиня. Tho Mau. The Mother Goddess. La Déesse Mère.

Тут надо сказать, что вьетнамцы Четверки любят.
Четыре Главных животных: Дракон – Черепаха – Феникс – Единорог.

Четыре цвета: Белый – Красный – Зеленый – Желтый.

Вот и у Матери-Богини – Четыре воплощения.
Богиня Небес. Земли. Воды. Лесов и Гор.
Считают Ее Матерью ВСЕХ. Защищающей и оберегающей.
Приносящей удачу и силу верующим в Нее.

И получается… что, в отличие от других религий, Мать дает исполнение надежд тут,
В земной жизни. Но – надежд духовных.

У Нее, на самом деле, целый Пантеон. Богиня – Император – еще три Богини – пять великих Мандаринов – четыре дворца Фрейлин – и четыре дворца Принцев.
Вот как она пишется:

Боготворить Ее могут и в пагодах, и в храмах, и в домах.
ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ – вот что главное в этом веровании. Мать учит людей стремиться к добру в их мыслях и делах, чтить предков, быть благодарным тем, что служили верой и правдой стране и народу.
Честное и надежное ведение бизнеса – это тоже один из путей служения Матери.

У Матерей, Принцев и прочих – 4 цвета.
Небо – это Красный. Вода – Белый.
Зеленый – леса и горы. Желтый – Земля?

Меня вдохновило.

С буддизмом тоже все интересно. Например, там есть Пророки. В музее – с длиннющими ушами, вернее, вытянутыми мочками. Почему это?

Рядом с музеями искусств – картины продают. Очень много картин, дешевеньких. А вот лакированных почти нет, ежели и встречаются – то по ценам от 2 до 100 (!) миллионов! Я же писал, что картины лаком – чисто вьетнамская практика. И до чего ж они хороши! Могут украшаться перламутром или даже скорлупой от яиц, после обработки тоже становящейся похожей на перламутр.

Ну, почти все. Здания любопытные: в ХШМ – почтамт. Городское управление. Театр. Все – французского времени. Перед ГорУправлением Дядюшка Хо стоит. Но вообще-то его немного, это не Турция. В основном на рисунках, на плакатах. Пару раз даже дедушку Ленина углядел. Вы его уже видели.

А вот опять центр города – с небоскреба. Огромная площадь впереди. С белыми воротами и красными крышами – главный рынок. Для туристов и для всех. Еда, ткани, одежда, сувениры. Смешные… Торгуются, уххх!

Очень любят молодежь фоткаться на Инстаграмм. И девушки, и парни…

Девушки, как видите, совсем по-западному одеваются. Да и вообще – они мне больше всего восточно-европейских женщин напомнили. Вниманием к одежде, уходом за собой, вот высокими каблуками…

Еще немного впечатлений.
Gucci, Hublot, Prada – фирменные магазины и в Ханое, и в ХШМ
Желтые уточки – так и не понял, символ чего. Не Пасхи же!
Обезьяний король на улицах праздничных
Школа – во дворах играют в бадминтон на переменах
Дурьяны и прочие странности – на улицах растут. Это как в Валенсии –
У нас тоже апельсины уличные никто не собирает.

Ночной рынок в ХШМ – кто-то сидит, бухгалтерию подводит. Вечная тема!

Ночной рынок в ХШМ – кто-то сидит, бухгалтерию подводит. Вечная тема!

Трансформаторы? Зачем они? Наверно, как и водяные танки на крышах – наследие?

Трансформаторы? Зачем они? Наверно, как и водяные танки на крышах – наследие?

Центральный почтамт, французской эпохи здание – одна из главных туристических достопримечательностей. Тем более, что он рядом с Собором, с Нотр-Дамом. В собор я не попал – на реконструкции.

На рынке – сел перекусить. Аж за 30,000 блюдо – 1.2 доллара. А еще можно… совсем нашей капустУчки положить.

На рынке - сел перекусить. Аж за 30,000 блюдо - 1.2 доллара. А еще можно... совсем нашей капустУчки положить.

Обменники! Ну точно мы в 90х-2000х. И народу полно. Но я приспособился: вышел на курс в 23, просто давал продавцам. Они куда-то убегали, возвращались с донгами. Ни разу не обманули.

Эти сотни рук… у Божества…

Эти сотни рук... у Божества...

Индийские, камбоджийские, китайские влияния в истории, культуре – и в повседневщине. Обычное явление!

Индийские, камбоджийские, китайские влияния в истории, культуре - и в повседневщине. Обычное явление!

Собака-собака, давай с тобой дружить!
Бездомная?
Да вряд ли. Иначе кто б ей ошейник –
СВЯЗАЛ!

Театр водных кукол… отдельная тема.
Трогательная сценка про двух фениксов.
Сначала не обращают внимания друг на друга. Потом дерутся. Потом миловаться начинают. А потом – яйцо всплывает! Из него – фениксенок. И вот они уже втроем по волнам…

Вин, экскурсовод, нам:
жмите мне мизинчик.
В знак того, что не соврете.
Ну, как у нас:
Мирись-мирись-мирись!
Не соврете – то есть напишите о нем хвалебный отчет.
Ну так действительно товарищ выложился на все 100!
Пока все, давайте заканчивать про Вьетнам, я могу и не остановиться никогда.
Просто давно уже не ездил в Совсем Новую для меня страну. Вот впечатлений и поднакопилось. К тому ж, целых 8 дней провел в ней – для меня тоже редкость.
До связи, спасибо за внимание!
Ваш Георгий Гришин

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *